кот

superhimik


СУПЕРХИМИК

Nothing Disappears Without a Trace


Previous Entry Share Next Entry
The Republic of Victory. Part 2.
кот
superhimik
   Сначала думал не публиковать в связи с московскими событиями, но потом перечитал, ничего несовместимого с людским горем не нашёл и всё-таки решился...

   Республиканская олимпиада - это всегда событие как для её участника, так и для руководителя команды. Поэтому я не могу не посвятить ей целых 2 сообщения. Первое сообщение - здесь.
   Расскажу, как и обещал, о подготовке.
   Между областной и республиканской олимпиадами не очень большой промежуток, в течение которого приходится не только готовиться, но и посещать уроки. Если учитывать тот факт, что во время самой олимпиады, естественно, все занятия в школе пропускаются (она длится неделю), то нетрудно представить, что это не способствует успеваемости. Многие учителя, скажем так, не хотели относиться к пропуску их занятий снисходительно, и заставляли что-то досдавать (сочинения, например, или стихи наизусть) или начинали спрашивать пропущенный материал более пристрастно, чем хотелось бы. Я могу понять их точку зрения, но не могу её принять.
   Конечно, участвуя в олимпиадах, я трудился большей частью для себя. Но, во-первых, зарабатывал также репутацию и всей школе, в которой вела занятия не только одна учительница химии. Во-вторых, несмотря на то, что я учился неплохо, способности к разным предметам у меня были разные. И хотя требовать в рамках программы от меня имели право, ожидать, что после недельного отсутствия я смогу воспроизвести без запинки материал, который не слышал и не видел, было по меньшей мере странно. В-третьих, думаю, тут не обходилось без некой доли зависти. Я не могу сказать ничего плохого о 90 % учителей, которые учили меня в 9 классе, но из-за создавшейся атмосферы, в которой готовиться и участвовать в олимпиадах было сложно, в 10 класс я пошёл в другую школу, где к тем, кто показывает неплохие результаты на олимпиадах, относились проще и непредвзято.
   Кстати, пропуски в занятиях были не только из-за предметных олимпиад, проводимых государством, но и из-за Соросовских олимпиад (они закончились в Беларуси, когда я был в 10 классе), а также из-за подготовительных сборов. Но обо всём по порядку.
   Фактически, готовиться к олимпиадам я мог во внеурочное время, а также на уроках химии, где у меня была своя собственная программа. Пока все остальные корпели над расстановкой коэффициентов в очередном уравнении окислительно-восстановительной реакции (а реальные химики, надо сказать, такой хренью не занимаются), я решал задачи повышенной сложности или читал мой любимый тогда двухтомник по органической химии супругов Физеров, который таскал с собой каждый день и иногда изучал на переменах.

Мой самый любимый когда-то учебник органической химии.

   Был ещё один способ подготовки к республиканской олимпиаде - областные недельные (насколько я помню) сборы, которые организовывал тот университет, который проводил и областную олимпиаду. Правда, не могу сказать, что эти сборы давали много. Задачи, которые там предлагались, были устаревшие, давно всем известные, и решать их было неинтересно. Мы сами брали с собой задания международных, всероссийсиких, Менделеевских олимпиад, которыми активно обменивались не только между собой, но и давали откопировать преподавателям вуза, которые нас "готовили". В таком обмене и была практически единственная польза от сборов. Естественно, мы знакомились между собой, рассказывали друг другу о способах подготовки, более старшие и более продвинутые помогали менее старшим и менее продвинутым в решении задач. В общем, мы не скучали и приезжали на республиканскую олимпиаду в составе областной команды уже практически друзьями.
   
   Первая моя республиканская олимпиада была в Витебске. Она мне сильно запомнилась. Во-первых, сам город. Пусть не обижаются на меня витебчане, но Витебск мне нравится мне гораздо меньше, чем его горожане. Несмотря на конец марта и тот факт, что, например, в Бресте к этому времени на деревьях распускаются почки и люди ходят в весенней одежде, мартовский Витебск представляет собой удручающее зрелище. Темно, сыро, холодно, слякотно, ветрено. Жуть, одним словом! Во-вторых, в Витебске я перезнакомился с большей частью моих будущих товарищей по университету. Самый титулованный 11-классник нашей команды просто взял меня с собой в гости к своим знакомым из других команд. Кстати, в "обязанность" старшеклассников на республиканской олимпиаде входит рассказ (и показ) младшим об их конкурентах из других областей, поскольку старшеклассники к этому моменту знают уже практически всех. Хочу заметить, что мои основные конкуренты, будущие однокурсники и хорошие друзья, начали участвовать в олимпиадах в 8 классе, решая задачи за 9 класс (это не возбраняется) Именно поэтому мой старший тёзка их и знал. Ещё помню, как я выбивал балы на апелляции у "слегка хмельного" члена жюри (моего будущего коллеги по работе в педуниверситете). Помню награждение и вручение призов. Мне достался заварочный чайник, персон на 50, надо полагать. В целом, в Витебске мне не везло. При отъезде нас накормили так, что я отравился, и страдал всю обратную длинную дорогу. Хотя, ради серебряной медальки и диплома второй степени это можно было вытерпеть.

Подарочный чайник.

   Вторая моя республиканская олимпиада была в Бресте, который радовал не только своим гостеприимством и хорошей погодой, но и нормальной кормёжкой. Так что золотую медаль, диплом первой степени и абсолютное первое место ничего не омрачало! :) Почти ничего, если учесть тот факт, что у меня сначала "не заметили" одного решённого пункта задачи, а потом "забыли" добавить к итоговой сумме баллы, выбитые за этот пункт на апелляции. Можно сказать, что 10 класс был пиком моей олимпиадной "карьеры". Кроме того, наша команда, действительно самая сильная на тот момент, завоевала первое общекомандное место и увезла переходящий кубок.
   Третья республиканская олимпиада снова была в Витебске и не только стала самой провальной в плане выступления (6 место, диплом 3 степени), но и прошла в жуткой обстановке. Всех участников поселили в интернат, который не отапливался! Мы спали в одежде и под тремя (!) одеялами. Не думаю, что именно это повлияло на результат, но весёлого было мало. Облажались почти все: отрыв от 1-го места составил около 10 баллов, а победитель не решил 1 задачу. Руководство интерната вдобавок обвинило меня и некоторых других членов нашей команды, которые не поехали в музей в рамках культурной программы, в том, что мы устроили пожар! На самом деле руководитель одной из команд забыл на банкетке в туалете включённый кипятильник. Банкетка горела весело и задорно, так что клубы чёрного "синтетического" дыма плотно заволокли потолок коридора. Естественно, это всё выяснилось потом, но я даже не хочу передавать слова директора школы (в интернате которой нас поселили), что пришлось выслушать мне и руководителю нашей команды...
   Я обещал в одной из предыдущих "серий" рассказать, насколько эффективна подготовка по учебнику за день до проведения теоретического тура. Второй том моих любимых Физеров был в достаточно большой степени посвящён биоорганической химии и рассказывал в том числе и о лактобацилловой кислоте. Я даже успел ещё пару раз как баран попялиться на её формулу перед началом теоретического тура. Однако это не помогло мне опознать оную в одной из задач. И то, что её не опознал никто, включая победителя, не радовало...
   И ещё я обещал рассказать о психологической атаке. Так вот, когда выяснилось, что основные претенденты на "пьедестал" не вычислили эту злополучную кислоту, атака собственно и была начата. Я начал распускать слух, что задачу решил (какой негодник!). Цель такого психологического давления - заставить соперников разувериться в своих силах перед практическим туром и апелляцией. Из-за этого слуха даже перестали разговаривать руководители моей команды и команды главных соперников! Сами понимаете, что атака эта мне, наверное, мало помогла и только выставила меня в нелучшем свете.
   По большому счёту, на этом рассказ о национальном химическом олимпиадном движении должен быть закончен, потому что Республиканская олимпиада - последний этап соревнования для школьников, которое предлагало наше государство. Однако мне посчастливилось попасть в конце 11 класса также на Менделеевскую олимпиаду, о чём я также непременно расскажу.


Ох, сколько связано с олимпиадами, правда, не по химии, а по физике.
Мой папа много лет подряд занимался экспериментальным туром городской олимпиады. Дома постоянно ставил опыты. Самая его известная задача - измерение заряда свежепричёсанной кошки (ввиду отсутствия 25 кошек на олимпиаде задачу изменили: причёсывали девушек).
Команда СПб, которую он готовил, стабильно потом выигравала всероссийскую олимпиаду и ехала на международную - с другими сопровождающими, правда.

Расскажите о домашних опытах - оч. любопытно. Подозреваю, что физические опыты менее деструктивны, чем химические :)

Да, там было с поверхностным натяжением, с коэффициентом упругости.
Задачку с зарядом папа придумал, когда кота причёсывал.
А ещё пинг-понговые шарики в воздухе удерживал струёй от фена.
Они собирались выпустить сборник своих задач. Но не успели, к сожалению.

Здорово! Оригинально! И неразрушительно!
Думаю, шикарный сборник был бы!

А чем учебник так хорош? это переводной?
пошла искать качать для ознакомления...

Да в принципе, трудно сказать, почему он мне понравился. Во-первых, он был доступен в доинтернетную эру, что само по себе есть гуд. Во-вторых, там достаточно современно описаны механизмы реакций и хороший фактический материал - не просто богатый, но и интересный. В-третьих, после каждой главы есть задачи для решения. Всё же в плане самоподготовки более практичен Робертс и Кассерио - там задач больше, и жуют лучше.

Виитебск...

сколько у меня воспоминаний с ним связано
олимпиада...

там воспоминаний на вагон :)

я был непутевым
в 9м классе замкнул бронзовый список со своим будущем соседом по комнате
Обязан я всем Хвалюку. Меня зарезали на практике (как и всю вторую группу), он пересмотрел работы, так у меня вышла бронза

а в лицее БГУ я скорее наслаждался жизнью. Олимпиады мне быстро надоели. Может, в знаниях с потерял, но в плане личностного развития ушел гораздо дальше большинства одноклассников-олимпиадников.

Ну и уже в 11м классе ездил в Витебск инкогнито, уже не как член олимпиадной команды, просто *побухать* :)

тоже весело было

1) Хвалюк - Х самое настоящее...
2) Меня Татьяна Сановна звала в лицей, но я не пошёл.
3) А как это инкогнито?

почитай, что п.1 ты сказал мне
Я его считаю своим вторым отцом

инкогнито - в 10 классе я ничего не взял и в 11 не ехал с лицеем

поскольку были каникулы, решил прокатиться в Витебск, *поддержать* лицей и заодно старых приятелей повидать с гомельской области :)

А я - последней @#^&... У меня на это причины не менее веские, чем у тебя. УК по нему плакал.

что там, не будь голословным

Есть у "областников" одно фундаментальное преимущество перед минчанами - у вас после олимпиады почти сразу ясно, кто поедет на респу. А у нас можешь быть первым по городу, а на респу не поехать.

Потому что у минчан собирают первых несколько человек и устраивают дополнительную "олимпиаду".

Шо за ХЗЧ? Кто устраивает? На каких основаниях?

Понятия не имею на каких основаниях. Хвалюк, я полагаю. Неоднократно бывали ситуации, когда на респу ехал человек, занявший более низкое место. Например 4-й едет, 3-й нет.

А это отдельная команда города?
В прЫнципе, в таком случае надо писать обращение в МинОбр с просьбой разъяснить "эту сову". Но насколько я понял, это уже всё в прошлом.

Может быть, практически десять лет уже прошло. Правда пару лет после моего такое еще вроде было. А от Минска идет команда, как от области.

Понял. Любитель Х самоуправством позаниматься.

You are viewing superhimik